пятница, 5 апреля 2013 г.


Несколько лет назад один из престижных торговых центров Петербурга заказал за границей светильники. Они были дорогие, от известного бренда. Но уже через месяц из светильников что-то потекло ... на дорогие норковые шубы!
Это был необычный случай, так как во многих магазинах страны и мира использовались точно такие же осветительные приборы, и до этого случая не было никаких проблем. Что же произошло?
Производитель проводил все необходимые испытания светильника. Но необходимые не значит достаточные. Невозможно в лаборатории создать все сочетания условий и факторов, в которых может оказаться изделие. Многое «испытывается» на кончике пера — путем расчетов и с помощью базы данных результатов аналогичных испытаний. Чем опытней производитель, тем надежнее его изделия. Но именно в этом магазине сложилось уникальное сочетание условий, которые «попали» в конструкторскую брешь — в уже существующую несколько лет конструкцию светильника были внесены небольшие изменения, испытания проводились в усеченном объеме. Но из-за «жадности» хозяев торговой секции, в магазине установились экстремально жаркие для торгового помещения температуры, хотя формально они не превышали максимально допустимого уровня. Продавцы выдержали, техника нет.
Казалось бы, если так «не повезло» известному магазину, то что же делать простому покупателю, который хочет купить безопасный и качественный светильник? Ведь даже разработчик, который вложил немалые деньги на проведение испытаний светильников, потому что дорожит качеством продукции, не смог всего предусмотреть. Что уж говорить, о светильниках кустарного производства, где речь не идет ни о каких тестах продукции и проверках качества компонентов! Сегодня любой коммерсант может заказать в какой-нибудь китайской фирме копию люстры известного бренда. Внешне такое изделие будет весьма похоже на оригинал. Но как мы можем быть уверены, что внутри все также прекрасно, как снаружи, и что через некоторое время светильник не выйдет из строя и, при этом, не просто тихо перестанет работать, а «скончается» с катастрофическими последствиями: взрывом ламп, коротким замыканием, пожаром?
Еще пример из реальной жизни. Крупный гипермаркет, предновогодняя пора, покупаем украшения для своего дома, чтобы создать так необходимую атмосферу праздника и радости. Выбираем гирлянду, сталкиваемся с тем, что в некоторых изделиях использован провод для внутреннего монтажа! Изоляция таких проводов настолько тонкая, что не составляет труда продавить ее ногтем. И это предлагается поместить на постепенно засыхающее хвойное дерево и подключить к 220В! Как говорится: — «Проверь насколько ты везучий!». Но что особенно интересно — ВСЯ эта продукция имеет сертификаты соответствия. Приходится констатировать — наличие сертификата на продукцию на сегодняшний день НЕ ГАРАНТИРУЕТ ее качество, безопасность и не может свидетельствовать о честности производителя.
Таким образом, сегодня покупатель вынужден самостоятельно определять некачественный продукт. Далее мы дадим вам несколько практических советов, которые помогут вам выявить потенциально опасные изделия.

Начнем с цены

Правильно ли, что дешевый — значит некачественный? Совсем не обязательно. Все зависит от того на чем сэкономил производитель — на «излишествах» дизайна или на качестве производства. С дизайном разобраться проще — чем проще и незамысловатей дизайн, тем ниже должна быть цена. Но низкая цена должна быть оправдана! Вот что позволяет честно сэкономить:
1. простые лаконичные формы арматуры,
2. обычные гладкие плафоны, либо решения без плафонов;
3. отсутствие дополнительных декоративных элементов — хрустальных подвесок, вензелей, цветочков-прутиков-листочков;
4. недорогие материалы — толстая трубка, одноцветная покраска;
5. небольшой размер изделия.
Важно понимать, что с усложнением конструкции, добавляется количество материала, времени на изготовление светильника, следовательно, увеличивается цена его производства. Сравните две люстры схожего дизайна от разных производителей. Например, подсчитайте количество мест сварки, и вы поймете, где работ по созданию люстры было больше. Если дизайн практически идентичен, но цена намного различается, стоит задуматься, кто из производителей в этом случае лукавит.

Опрелеяемся с качеством

С качеством производства определиться гораздо сложнее. Вот пара советов:
1. Самый распространенный метод жульничества заключается в том, что производитель завышает допустимую мощность ламп, без соответствующего внесения необходимых изменений в конструкцию светильника. Это делается для того, чтобы именно его изделие имело конкурентное преимущество по сравнению с аналогами других производителей, предоставляя покупателю мнимую возможность приобрести «большее» за те же деньги. Обратите внимание на расположение плафонов. Если заявленная мощность лампы больше 60Вт, плафоны должны быть крупные и открытые. Если рожки светильника направлены вверх, тепло отводится лучше. Если вниз — хуже, т.к. тепло поднимается внутрь плафона, нагревая электрические компоненты. Взаимное расположение плафонов, расстояние между ними также влияют на скорость отведения тепла: светильник будет остывать медленней, если плафоны близко друг к другу или окружены множеством декоративных элементов. Чтобы докопаться до правды, в салоне нужно отыскать светильник схожей конструкции другой фирмы и сравнить показатели. У вашего светильника ограничения в 60Вт, а у похожего прибора — только 40Вт? Это должно насторожить!
1 и 2 — качественные провода, имеющие маркировку, указывающую на допустимую токовую нагрузку, сечение провода и др. характеристики.
3 — провод с более тонкой изоляцией, без маркировки, с неизвестными характеристиками
2. обратите особое внимание на провода. Они должны быть многожильными, с толстой изоляцией. Чтобы сэкономить, производители иногда используют низковольтный провод, у которого очень тонкая изоляция.
К сожалению, остальные методы «экономии» практически невозможно выявить в условиях магазина. А методов немало: используют дешевую сталь, не проводят подготовку поверхности под покраску или гальваническое покрытие — последствия, в виде ржавчины, проявляются через несколько месяцев; используют некачественные электропатроны — плохой контакт приводит к перегреву с разными последствиями; и т.д. и т.п.
Страна, где производится продукция, также влияет цену, т. к. в стоимость включена доставка, таможенные пошлины, размер заработной платы населения, налоговая политика страны и т.д. Именно поэтому люстры западноевропейского производства не могут стоить дешево!
Будьте особенно внимательны, если планируете использовать светильник на границе допустимых условий эксплуатации в критическом режиме. Даже кратковременно. Критические условия очень редко случаются, но все же происходят — лето, жара, маленькая кухня, а вам надо печь, жарить и парить одновременно. Игнорирование фактора критических условий позволяет коммерсантам легко входить на рынок и называть себя производителями светильников, без траты средств на проведение испытаний и привлечение профессиональных инженеров-конструкторов. Конечно, по сравнению с «челночными» 90-ми годами ситуация улучшилась, но все равно нужно быть начеку.
Некоторые покупатели самостоятельно «улучшают» светильник, заменяя лампы на более мощные. Производитель указал ограничение: 40 Вт, а покупатель «по совету друзей» поставил лампу на 60Вт. И что странно, у друзей работает, а у вас проблемы. Это связано с тем, что температурные условия эксплуатации светильника у вас с друзьями разные, а производитель указывает максимальную допустимую мощность ламп для наихудших допустимых условий эксплуатации. Лучшие условия по теплоотведению в помещении ваших друзей позволяют им использовать лампы большей мощности. Наш совет: мощность лампы не должна превышать максимально допустимую мощность, указанную производителем! Иначе может расплавиться патрон или изоляция. А дальше, при «удачном» последовательном стечении обстоятельств, пожар вам гарантирован.
Мы, поговорили о светильниках, теперь самое время обсудить источники света — лампы. Здесь тоже есть свои секреты. Знаете ли вы, что срок годности есть не только у продуктов питания, но и у электрических лампочек?! Для большинства ламп он не превышает пяти лет. Следует помнить об этом, если вы любите закупать лампы «впрок». Это, конечно, не значит, что лампы обязательно «испортятся» по окончании этого срока. Это означает, что производитель «умывает руки» и снимает с себя ответственность за возможные последствия эксплуатации ламп дольше этого срока. А последствия могут быть. Автор лично неоднократно наблюдал эффектный фейерверк взрывающихся ламп, причем известных производителей. Это происходит из-за разгерметизации лампы накаливания, вследствие чего в полость колбы с газовой средой попадает кислород. Снаружи лампа представляет собой стеклянную колбу и цоколь, которые скрепляются между собой компаундом — термопластической полимерной смолой. По мере истечения срока годности лампы происходит постепенное разрушение компаунда, и кислород начинает проникать внутрь колбы. Чаще это приводит к простому перегоранию нити, но иногда, обычно при включении холодной лампы, происходит взрыв. Просто в процессе охлаждения, лампа резко потеряла герметичность, набрала воздуха и «ждала», когда вы ее подожжете.

«Эффект ослепления»

Качество — понятие многогранное, есть качество как производственное понятие, есть качество как эстетическое понятие. Затронем еще один важный аспект — функциональное, эргономическое качество: благотворно ли выбранный осветительный прибор влияет на наше здоровье.
Вы, наверное, слышали об «эффекте ослепления»? Этот эффект возникает при попадании в поле зрения человека яркого источника света, это приводит к тому, что остальные предметы в поле зрения воспринимаются как затемненные, т.к. яркость предметов во много крат ниже, чем яркость источника.
Различают два типа ослепления — фактическое, при котором происходит снижение зрительных функций глаза, и психологическое, при котором человек испытывает дискомфорт без такого снижения. Этот эффект определяется множеством факторов, в которые мы не будем углубляться в этой статье. Важно, что этот эффект, в обоих своих проявлениях, вызывает у человека повышенную утомляемость и имеет одни и те же причины.
Приведем пример: яркие лампы люстры в комнате попадают в поле зрения, и в результате ощущение недостаточности света. Увеличиваем световой поток (например, повышаем суммарную мощность ламп тем или иным способом) — улучшение незначительное, зато появляется дискомфорт. Улучшения может и не быть вовсе, если большая часть излучаемого света попадает в поле зрения. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации, приводящие к этому эффекту и методы «борьбы» с этим явлением:
1. Высота потолка и угол зрения: Чтобы лампы люстры не попадали в поле зрения, люстра должна висеть в центре рабочей зоны — той зоны, где вы планируете в основном находиться. В идеале люстра должна быть у вас над головой. Чем дальше вы от этой центра этой зоны, тем выше должна быть люстра.
2. Рассеиватели (плафоны): К сожалению, высота потолка — свойство заданное и неизменное, а рабочая зона, как правило, «размазана» почти по всей комнате. В результате лампы попадают в поле зрения. Выход — снижать яркость источника, не снижая светового потока. Логика такова — световой поток, излучаемый лампой размером с ноготь, дает в разы большую яркость, чем такой же поток, излучаемый лампой размером с футбольный мяч.
Вывод:
a. не используйте люстры с открытыми миниатюрными лампами;
b. используйте люстры с большим количеством ламп малой мощности, вместо люстр с малым количеством мощных ламп;
c. используйте плафоны, максимально скрывающие лампу. Этот метод имеет побочный эффект в виде снижения светового потока за счет поглощения света самим плафоном.
Если вы принципиально против плафонов, то
d. выбирайте лампы наибольшего диаметра, если дизайн позволяет.
e. ну и конечно, открытая лампа должна быть матовой, а лучше со специальным рассеивающим покрытием белого цвета.
3. Не забудьте про младенца: младенцы, в отличие от взрослых, большую часть времени проводят лежа на спине, глядя в потолок. Поэтому, даже правильно подобранная для взрослых люстра может оказаться ослепляющей для младенца, а сказать он вам об этом не сможет.
4. Хочется напомнить, что кроме люстр есть и другие источники освещения: торшеры, бра, настольные лампы рассеянного света позволяют равномерно распределить необходимый суммарный световой поток. Этот метод популярен в большинстве стран мира, но не распространен в России. Не стоит забывать о нем.

Декорированные стеклянные плафоны

Условно их можно разделить на два типа: крашеные и молочно-накладные. Крашеные стоят дешевле, т.к. сами стекла изготавливаются на автоматических и полуавтоматических линиях, и затем красятся. Но краска плохо пропускает свет, и чем более яркий и насыщенный цвет у плафона, тем больше потеря света. К тому же краска выгорает со временем. В молочно-накладных плафонах используется несколько слоев — один или два прозрачных для защиты от выгорания, один молочно-белый для рассеивания, и иногда один цветной слой для придания нужного цвета. Все цвета получаются за счет добавления в стекло, в процессе его выплавки, соответствующих элементов таблицы Менделеева — таким образом, стекло становится цветным в своей массе. Изготавливаются такие плафоны вручную, методом дутья, т.к. создание многослойного стекла сложной формы другими методами невозможно. Это технология сложная, и плафон будет стоить дороже. Но такие плафоны обладают лучшей светопропускной способностью, почти не выгорают и рассеивают свет равномерно и «мягко». Отличить такой плафон можно посмотрев на торцевую часть, там должны быть отчетливо различимы все слои.
Сине-белый плафон — трехслойный выдувной: 1-защитный слой, 2- цветной слой, 3- молочно-белый слой
Цвет плафона также влияет и на, так называемую, цветовую температуру.
Несколько слов в объяснение термина: — Этот термин в буквальном смысле связан с температурой. Чем выше температура нагретого объекта, предположим металла, тем более «холодным» становится излучаемый им свет. Вспомните — по мере нагрева металла, цветовой тон меняется от малиново-красного до иссиня-белого. Если указано, что цветовая температура, например, светодиодной лампы 2700К, то это значит, что испускаемый ею свет близок к свету нагретой, например, нити накала обычной лампы 40-60Вт до температуры 2700К. «К» — это «Кельвин». В привычных «Цельсиях» будет на 273 градуса меньше =2427С°.
Цветной плафон тоже может подкрасить свет в желтые, синие, красные тона. Такие решения украшают интерьер, но могут давать дополнительную нагрузку на глаза. Если вы все же хотите «тонировать» свет, то примите к сведению, что:
Оранжевый на фоне красного и желтого
1. Наш мозг вносит коррективы в цветовосприятие объекта с «поправкой» на цвет фона. Здесь действует принцип «отталкивания» — цвет объекта «отдаляется» от фонового, по спектру. Если забыли порядок цветов, то вспомните радугу и детский стишок: — Каждый, Охотник, Желает, Знать, Где, Сидит, Фазан. На рисунке видно, что оранжевый «желтеет» на красном и «краснеет» на желтом фоне.
Совет: не «отдаляйте» сильно цвет источника света от цвета фона. На фоне бордовых обоев даже кремовый плафон будет выглядеть почти белым.
2. Парадоксы цветовосприятия на этом не заканчиваются. Цвет или цветовая температура света воспринимается человеком по-разному в зависимости от освещенности, а вернее от светового потока попадающего человеку в глаза. Один и тот же цвет мы видим по-разному в зависимости от того, сколько света попадает в наш зрачок. Чем больше света, тем физически и психологически мы более чувствительны к «теплым» — красным, желтым тонам, и менее к «холодным» — голубым. При недостатке света, снижается чувствительность к «теплым» тонам и повышается к «холодным».
Предполагается, что это связано с тем, что на протяжении всего своего развития человечество пользуется искусственным освещением. Трудно сказать, когда человек впервые зажег огонь, но известно, что все поколения, кроме последнего, взросли в условиях «огненной» подсветки, будь то факел, свеча, фитиль и даже нить накала электрической лампы. В их свете преобладают «теплые» тона, в то время как в солнечном свете больше «холодных». Но искусственные источники излучают во много раз меньше света, чем солнце даже в пасмурную погоду. Отсюда такая закономерность, отпечатавшаяся в нашем мозге: чем меньше света, тем меньше «холодных» и больше «теплых» тонов. Чем больше света, тем больше «холодных» тонов. За миллионы лет мозг человека натренировал «выравнивающий фильтр», который работает автоматически на подсознательном уровне.
3. И вот, наконец, мы подошли к новой проблеме: человек научился подкрашивать свет не только с помощью плафонов, но и путем создания источников света с различной цветовой температурой, например: лампы дневного, белого, тепло-белого света. Тем самым нарушив привычные сочетания цвета и интенсивности света. Чтобы не создавать дискомфорта, особенно при замене обычных ламп на энергосберегающие, соблюдайте правило: чем более «холодный» свет, тем больше его должно быть, иначе получите эффект, известный в народе, как «свет в морге». И наоборот, «теплого» света не должно быть слишком много, иначе создается ощущение некой театральности. Это надо принимать во внимание при выборе популярных сейчас энергосберегающих ламп, предназначенных для замены обычных ламп накаливания. Они выпускаются в различных цветовых температурах, обычно от 2700К до 6500К. Обычная лампа накаливания светит в диапазоне от 2700К (40Вт), до 2800К (100Вт). Чем выше температура, тем более белым и «холодным» становится свет. Если в результате замены вам не удается увеличить суммарный световой поток, то выбирайте энергосберегающие лампы с температурой лампы накаливания — 2700К! Типичная ошибка — покупатель лично выбирает энергосберегающую лампу на стенде с включенными образцами, в условиях ЯРКО ОСВЕЩЕННОГО торгового зала. При таком освещении, наиболее комфортна цветовая температура 4000К (кстати, лампы в магазинах, как правило, именно такой температуры), а лампа с температурой 2700К кажется неестественно желтой. Но дома мы все, обычно, живем не в столь ярком свете. И, как результат, лампа, которая казалась в магазине естественно белой, дома оказывается «мертвенно» синюшной.
4. Но это еще не все. Если яркость и цвет светильника вы можете ощутить легко, то «полноту» цвета почувствовать не так просто. Весь секрет — в так называемом индексе цветопередачи. Глаз человека представляет собой непревзойденный по характеристикам фотометрический прибор, способный различать даже небольшие оттенки цветов в видимом диапазоне. Представьте, что вы напечатали свои отпускные фотографии. Возвращаетесь из фотосалона, открываете конверт, а там... все совсем не так, как было! И море слишком бледное, и трава какая-то светло-салатовая. Вы видите, что на фотографиях ваш отпускной мир — блеклый и неинтересный. Ну, так обратите внимание, под какими лампами вы их рассматриваете. Если вы не хотите, чтобы такой тусклый мир сопровождал вас и в повседневной жизни, нужно правильно подобрать лампу!
Аддитивное смешение цветов
Секрет в том, что не все белые цвета «одинаково белые». В естественном освещении, воспринимаемый нами белый цвет есть сумма всех цветов радуги, отраженных от наблюдаемой поверхности. Но белый цвет можно получить не только путем сложения всех цветов спектра, но и сложением только определенных частей спектра. Например, в цветном телевизоре белый, как и другие цвета, получают путем смешения трех «основных» цветов — красный, синий, зеленый, они же RGB (англ. Red, Green, Blue).
Но «беда» в том, что не все цвета можно получить таким путем. Наблюдательный зритель знает, что некоторые сложные цвета, например автомобиля, в телевизионном репортаже выглядят не так как в жизни. Это происходит из-за того, что в краске авто присутствуют те цвета, которые невозможно получить комбинацией RGB. Интерьер комнаты в свете телевизора тоже выглядит не естественно.
Спектр излучения: непрерывный 60-ватной лампы накаливания (вверху) и линейчатый спектр 11-ватной компактной люминесцентной лампы (внизу). Отчетливо видно, какие цвета «выпали» у «энергосберегающей» лампы
Поэтому так важно, чтобы в лампах, которые мы используем, было как можно больше цветов спектра. Желательно все, как в радуге. И если лампа накаливания дает нам все цвета, т.к. она излучает за счет разогрева, то люминофорные лампы — люминесцентные, компакт-люминесцентные, в том числе интегрированные — это те, что предлагаются для замены обычных, а также светодиоды — излучают как телевизор, только часть цветов.
Полноту спектра принято обозначать индексом цветопередачи, он же Ra-индекс, он же CRI — индекс. Солнце и лампы накаливания, как источники с полным и непрерывным спектром, имеют индекс равный или близкий к 100.
Люминесцентные и светодиодные источники, используемые в быту, должны иметь индекс не менее 80. Но многие производители даже не указывают этот индекс на изделии. Проблема в том, что в России нет обязательного требования информировать потребителя об этой характеристике. Уважающие себя бренды все же наносят маркировку на лампу.

Обычно после цифр, указывающих мощность лампы, указывается код — 11W/830, 9W/727 или 11W 840, 18W 965 и т.п. Число перед W означает мощность. Первая цифра после W и означает Ra-индекс:
6 — >60
7 — >70
8 — >80
9 — >90
Следующие цифры говорят о цветовой температуре:

27 — 2700К
30 — 3000К
40 — 4000К и т.д.
Но многие «новоявленные» бренды охотно информируют нас о температуре и «скромно» умалчивают о цветопередаче, что наводит на грустные мысли. Если в Европе законодательно не допускается использование, в качестве основного света в жилых помещениях, источников света с Ra индексом менее 80, то, к сожалению, в России нет внятных требований на этот счет. Бдите сами.
Ra — индекс производитель на лампе не указал
Первая цифра 8 после WW указывает, что Ra > 80
Первая цифра 8 после дроби «/» указывает, что Ra > 80
Пример маркировки на лампе Ra > 82
Итак, мы с вами попытались выбрать качественный и безопасный светильник и лампу. Некоторые недостатки можно увидеть в магазине сразу, но скрытые дефекты трудно обнаружить даже профессионалу. Чтобы уменьшить вероятность ошибки при покупке придерживайтесь простого правила: отдавайте предпочтение узнаваемому бренду. Бренд стоит денег. Например, стоимость бренда Apple составляет примерно половину от стоимости самой компании (кстати, никого не волнует, где производится его продукция). В светильниках масштабы поменьше, но принцип тот же. Если владелец бренда захочет «подзаработать» за счет экономии на качестве, то он больше потеряет на обесценивании бренда. Конечно известность бренда это не 100% гарантия качества конкретного изделия, но это гарантия того, что компания борется за качество. Итак, оптимальный вариант выбора — покупайте бренды. Если же вы решитесь купить продукцию малоизвестной фирмы, постарайтесь максимально подробно изучить выбранное вами изделие с учетом всех вышеописанных рекомендаций.